Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа средней группы разработана инициативной группой. Она
определяет модель организации образовательного процесса в группе, ориентирована
на личность воспитанников группы и основывается на ФГОС ДО.
Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития психических и
физических
качеств
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями.
Рабочая программа:
-конкретизирует цели и задачи изучения каждой образовательной области;
-определяет объем и содержание предлагаемого материала;
-оптимально распределяет время образовательной деятельности по темам;
-отражает специфику региона, ДОУ и группы.
Рабочая
программа
обеспечивает
развитие
личности,
мотивации
и
способностей детей по пяти образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Реализация содержания рабочей программы предусмотрено в различных видах
детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
познавательно
исследовательской, трудовой, конструктивной, двигательной и др.
2
–
Структура Программы является формой представления образовательных
областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации
воспитательного процесса, и включает в себя следующие элементы:
- Пояснительная записка.
- Перечень нормативных правовых документов, на основании
которых разработана рабочая программа; сведения о программе, на основании
которой составлена данная рабочая программа; цели и задачи изучения
образовательной области и вида деятельности в данной группе, национальнорегиональный компонент.
- Цели и задачи изучения каждой образовательной области
(содержание образовательной деятельности, основные цели и задачи, задачи по
вариативной части программы).
-Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы.
- Объем образовательной нагрузки.
- Перспективно - тематическое планирование (содержание
разделов и темв соответствии с основной образовательной программой);
- Социальное партнерство с родителями.
- Список литературы и материально-технического обеспечения.
3
Содержание
Ι. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативная база.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы.
1.3. Принципы программы.
1.4. Значимые характеристики.
1.4.1. Характеристика группы.
1.4.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5лет.
2. Планируемые результаты освоения программы.
3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
3.1 Региональный компонент.
ΙΙ. Содержательный раздел
1. Цели, задачи реализации рабочей программы и содержание
психолого-педагогической работы по образовательным областям.
1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1.2 Образовательная область «Познавательное развитие».
1.3 Образовательная область «Речевое развитие».
1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1.5 Образовательная область «Физическое развитие».
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
2.1 Организация совместной образовательной деятельности и культурных
практик в режимных моментах.
2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы
2.3 Организация самостоятельной деятельности детей в режимных
моментах.
2.4 Формы организации детской деятельности.
3. Модель физического воспитания.
4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
III. Организационный раздел
1. Объем образовательной нагрузки.
2. Режим дня.
3. Календарно-тематический план.
4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
5. Список литературы.
6. Список материально-технического обеспечения.
4
Ι. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной
программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад «Огонёк» с. Бичура,
Бичурского района, Республики Бурятия, разработанной на основе Примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой в
соответствии с ФГОС
1.1.
Нормативная база
Рабочая программа средней группы МБДОУ Детский сад «Огонёк» с. Бичура,
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от
17 октября 2013 г. № 1155;
-Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно — эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от
28.09.2020 №28.
- Уставом МБДОУ Детский сад «Огонёк»;
- Основной образовательной программой МБДОУ Детский сад «Огонёк»;
- Рабочей Программой воспитания МБДОУ Детский сад «Огонёк»;
- Программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
5
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель
реализации основной общеобразовательной
программы
дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка
в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
6
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных
программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности
формирования образовательных программ различной направленности с учётом
образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей;
● определение направлений для систематического межведомственного
взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных
объединений (в том числе сетевого).
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в
процесс ознакомления с региональными особенностями Республики Бурятия,
родного края в частности Бичурского района.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Пояснительная записка
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений,
учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и
педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и
региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Региональные особенности (климатические, экологические) учитываются при
организации режима жизнедеятельности детей, системы физического воспитания
дошкольников, реализуются в образовательных областях, приобщают
воспитанников к традиционной культуре народов Бурятии. Это отражается при
организации дополнительного образования в области познавательного развития
(природа родного края, его история, традиции и пр.) художественно-эстетического
развития (национальная народная и профессиональная авторская культура и пр.);
7
речевое развитие (чтении художественных произведений, пересказ, заучивание
стихотворений); физическое развитие, социально- коммуникативное развитие (игры
с байкальским песком, водой и природным материалом родного края, социоигровое
взаимодействие детей и взрослых.
Цели:
1. Формирование у детей системы экологических ценностей, определяющих
поступки и действия в будущем.
3. Приобщение дошкольников к традиционной культуре народов Бурятии
(традиции, обычаи, уклад жизни, быт и др.).
4. Воспитание интереса и любви к малой Родине.
Задачи:
1.Дать детям знания об этнической самобытности народов, проживающих на
территории Бурятии, их обычаях и традициях.
2.Познакомить детей с историей, природой, культурой родного края.
Воспитывать основы патриотизма, гражданственности и чувство привязанности к
своей малой и большой Родине.
3.Развивать познавательные и творческие способности детей посредством
создания этнокультурной развивающей среды.
4.Воспитывать любовь к близким людям, стремление заботиться о них,
формировать интерес к своей родословной.
5.Формировать у детей социально поощряемые нормы и правила поведения в
окружающей среде.
6.Способствовать развитию ценностного отношения к здоровому образу жизни
у воспитателей, родителей и детей.
7.Стимулировать познавательную активность, самостоятельность мышления,
способность планировать и действовать в быстро меняющихся условиях.
8
1.3. Принципы и подходы к реализации образовательной программы.
Общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад «Огонёк»
сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными
Федеральными государственными образовательными стандартами:
поддержки разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как
важного этапа в общем развитии человека;
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых
детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерство с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства
возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
обеспечение преемственности дошкольного общего и начального
общего образования.
9
1.4. Значимые характеристики
1.4.1.Характеристика группы
Наполняемость группы___человека:
мальчиков _______,
девочек__________.
1.4.2. Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются
ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Дети 4-5 лет
продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя
последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности:
ребенок сначала хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в
самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры
такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых
ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе
игры роли могут меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и
предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от
двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20
минут, в отдельных случаях может достигать 40-50 минут. Постепенно усложняются
реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга,
часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении
конфликтов вигре дети все чаще стараются договориться с партнером, объяснить
свои желания, а не настоять на своем.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок
становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона
изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические
фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумаге. Конструирование
начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую
конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Они могут
10
изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать
техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно
вырезанных форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения
штрихов,мазков, форм дети переходят к фризовой композиции - располагают
предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз. Происходят
изменения мелкой и крупной моторики, развиваются ловкость, координация
движений. Усложняются игры с мячом.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания,
одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и
используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло,
полотенце, носовой платок, салфетки, столовые приборы. Уровень освоения
культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетноролевую игру.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых
сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование
обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют
представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях
величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать
предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных
предметов он способен придерживаться определенной последовательности: выделять
основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем - дополнительные
части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным,
целенаправленным ианализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но
уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не
требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку
необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за
восприятием.
К 5 годам внимание становится все более устойчивым, в отличии от возраста 3
11
лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные
предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в
деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый
элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно
игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки,
салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он
может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображенных на предъявленных ему
картинках.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее
образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в
мультфильмах и т.д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребенка и
уровня понимания им того, что он слышит от взрослого, видит на картинках и т. д.
Речь становится предметом активности детей. Развивается ее грамматическая
сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения,
может быть сложной и трудной для его понимания, но вызывает у него интерес. Речь
становится более связанной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут
пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке.
Описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.
В музыкально-художественной деятельности дети эмоциональнооткликаются
на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного
искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные
эмоциональные состояния людей, животных.
В таблице представлены психологические особенности детей 4-5 лет
Возраст детей (лет)
Показатели
4-5
Мышление
Наглядно-образное
Завершение стадии формирования
Речь
активной речи, учится излагать мысли
12
Произвольность познавательных
процессов
Физиологическая
чувствительность
Объект познания
Способ познания
Условия успешности
Формы общения
Отношения со сверстником
Отношения со взрослым
Наличие конфликтов со
взрослыми
Эмоции
Игровая деятельность
Внимание и память непроизвольные;
начинает развиваться произвольное
внимание в игре.
Уменьшение чувствительности к
дискомфорту
Предметы и явления, непосредственно не
воспринимаемые
Рассказы взрослого, конструирование
Кругозор взрослого и хорошо развитая
речь
Внеситуативно-деловое
Интересен как партнер по сюжетной игре
Источник информации
Отсутствует
Более ровные, старается контролировать
Коллективная со сверстниками; ролевой
диалог, игровая ситуация
2. Планируемые результаты освоения программы
К пяти годам:
- Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения
несложных задач, поставленных взрослым.
- Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет
интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.
- Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно
использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.
- Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные,
музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
- Откликается на эмоции близких людей и друзей.
- Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так
и новыми для него.
- Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные
произведения, мир природы.
13
- Проявляет стремление
к
общению
со
сверстниками,
нуждается
в
содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных
игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми.
- По предложению воспитателя может договориться со сверстником.
- Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению
сверстников.
- Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах,
но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со
взрослыми: задает много вопросов поискового характера.
- Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
- В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры,
обозначает свою новую роль по ходу игры.
- Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметовзаместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает
игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета.
- Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому
экспериментированию с предметами и материалами.
- Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации.
- В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к
результату, выигрышу.
- Речевые контакты становятся более длительными и активными.
- Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства
интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп
речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое
отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия,
сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со
сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает
эмоциональные состояния людей и животных.
- Движения стали значительно более уверенными и разнообразными.
Испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью.
14
В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро
перевозбуждается, становится непослушным, капризным.
- Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством
физического развития, но и способом психологической разгрузки.
- Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и
необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков.
- Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость
выполнения определенных действий.
- В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила
общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и
«пожалуйста».
- По напоминанию
взрослого старается
придерживаться основных
правил поведения в быту и на улице.
- Отличается
Задает
высокой
активностью
и
любознательностью.
много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для
чего?», стремитсяустановить связи и
зависимости
в
природе,
социальном мире.
- Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт
деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя
активно включается в деятельность экспериментирования.
- В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и
называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы,
обследовательские действия.
- Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием
характерных признаков.
- Имеет представления: о себе: знает свое имя полное и краткое, фамилию,
возраст, пол.
- Осознает некоторые свои умения (умею рисовать и пр.), знания (знаю, о чем
эта сказка), то, чему научился (строить дом).
15
- Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для
чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); о семье: знает состав своей семьи,
рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных
событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; об обществе
(ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о
профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской
сестры, воспитателя, прачки; о государстве: знает название страны и города, в
котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
- Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность,
стремится к самовыражению.
- Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»
(например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать
взрослых и пр.).
- С помощью взрослого может наметить действия, направленные на
достижение конкретной цели.
- Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания,
отвечать, когда спрашивают.
3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.1. Региональный компонент
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» по
краеведению «Родной край» направлено на достижение цели: воспитание
гражданина и патриота своей страны через приобщение дошкольников к
культурному наследию русского народа и формирование у них чувства
сопричастности к малой родине.
Задачи:
- познакомить
детей с
культурными
традициями русского
народа,
фольклором России;
- познакомить с местными народными промыслами, творчеством народных
16
умельцев, предметами старинного быта, народным костюмом;
- прививать любовь к самобытной культуре с. Бичура;
- формировать
у детей чувство сопричастности себя и своей семьи к
историческим и культурным событиям родного села и страны;
- дать первичные представления
о
культурных и
исторических
достопримечательностях с. Бичура;
- воспитывать желание сохранять и приумножать наследие предков;
- выявлять и поддерживать семейные традиции;
- приобщать воспитанников к поисковой деятельности.
Планируемые результаты:
К пяти годам:
-ребёнок
может
подобрать
к
игрушкам
и
иллюстрациям
соответствующую малую фольклорную форму; пользуется средствами
вербальной и невербальной выразительности при их рассказывании; под
руководством взрослого на основе малых фольклорных форм может
составить небольшой рассказ; может загадать несколько коротких загадок;
активен в их разгадывании;
-может передать содержание некоторых русских народных сказок, с
удовольствием принимает участие в их инсценировке; по побуждению
взрослого пользуется присказками и концовками;
-может
назвать
некоторые
русские
народные
инструменты
(балалайка, гармонь, ложки, свистульки), использует их в игровой
деятельности;
-имеет
элементарные
представления
о
народных
игрушках
(тряпичные куклы, соломенные игрушки); по вопросам воспитателя или с
опорой на мнемосхему может составить небольшой рассказ о них;
-имеет представление о народном промысле –
хохлома; может
использовать простые элементы в изобразительной деятельности;
-активно включается в организованные взрослыми народные игры;
- может назвать село, в котором живёт, свой адрес, некоторые
17
объекты социума своего микрорайона; рассказать о некоторых культурных
достопримечательностях с. Бичура (парк, стадион, кинотеатр), выразить
свои впечатления после их посещения.
18
ΙΙ. Содержательный раздел
1. Цели и задачи реализации рабочей программы по образовательным
областям
1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: освоение первоначальных социальных отношений, становление и
совершенствование
элементов трудовой
деятельности,
формирование
представлений безопасного поведения в окружающей действительности.
Задачи:
-Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям
-Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание
героям литературных произведений, доброе отношение к животным и
растениям.
-Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
-Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию впаре или
небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
-Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности,
привязанность к семье, к воспитателю.
-Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе
ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидетьнаправленность труда на
достижение результата и удовлетворение потребностей людей.
-Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях.
-Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы
хозяйственно-бытового труда — от постановки цели до получения результата
труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество
результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на
место инструменты и материалы).
-Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в
самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском
саду и семье.
-Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в
19
быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
-Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного
поведения в опасных ситуациях.
-Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: становление познавательных интересов, интеллектуальныхспособностей
на основе сенсорного опыта и представлений об окружающем мире, развитие
воображения и творческой активности.
Задачи:
-Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленноевосприятие и
самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой
на разные органы чувств.
- Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете
(объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между
качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости
предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по
одному-двум признакам.
- Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и
объектах рукотворного мира.
- Проявлять познавательную инициативу в разных видахдеятельности, в
уточнении или выдвижении цели, в выполнении идостижении результата.
- Обогащать социальные представления о людях — взрослых и детях:
особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых
профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
- Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его
ближайшем окружении.
- Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
- Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
20
1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной
грамматически правильной речи, диалогической и монологической речи; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, приобщение к
различным литературным жанрам.
Задачи:
-Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом
общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения
описательных монологов и элементов объяснительной речи.
-Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания,
благодарности, обращения с просьбой.
-Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при
ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
-Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательныерассказы о
предметах и объектах, по картинкам.
-Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и
качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских
действий.
-Развивать умение чистого произношения звуков родного языка,правильного
словопроизношения.
-Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности
в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных
текстов.
-Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с
имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связив тексте,
воспроизводить текст по иллюстрациям.
1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование изобразительного творчества, литературного опыта,
художественной деятельности и вкуса, а также творческих музыкальных
21
способностей.
Задачи:
-Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление
прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту
окружающих предметов и объектов природы.
-Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального
искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов
и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности
изобразительного искусства.
-Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно
рассматривать произведения искусства и предметыокружающего мира; соотносить
увиденное с собственным опытом.
- Формировать образные представления о предметах и явлениях мира ина их
основе развивать умения изображать простые предметы и явления в
собственной деятельности.
- Активизировать интерес к разнообразной изобразительнойдеятельности.
- Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной,
конструктивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и
технических умений, освоение изобразительных техник.
- Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа
собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе
восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
- Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и
познавательные способности.
- Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров
фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и
волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские
загадки, веселые детские сказки в стихах).
- Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному
общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
22
-Развивать умения воспринимать текст: понимать основноесодержание,
устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные
характеристики героев, несложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций
этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать
значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов
героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
-Способствовать освоению художественно-речевой деятельностина основе
литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в томчисле по частям, по
ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и
поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие
описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями,
рифмами и словами на основе художественного текста.
- Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных
произведениях, литературных героях и событиях в разныхвидах художественной
деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок иэлементов декораций для
театрализованных игр, в игре-драматизации.
- Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и
интерпретировать выразительные средства музыки.
- Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью
музыки.
- Развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический,
гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.
- Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальныепевческие
навыки.
- Способствовать освоению детьми
приемов
игры на
детских
музыкальных инструментах.
- Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики длясоздания
музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
- Стимулировать желание
ребенка
самостоятельно заниматься
музыкальной деятельностью.
23
1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: формирование двигательной активности, приобщение к здоровому
образу жизни.
Задачи:
-Развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы техники
общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений,
соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение,
самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в
пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения
упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
-Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества,координацию,
общую выносливость, силу, гибкость.
-Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к
выполнению элементарных правил здорового образа жизни.
-Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы
умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя
за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за
своими вещами (вещами личного пользования).
24
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
2.1.
Организация совместной образовательной деятельности и
культурных практик в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в режимных
моментах
Количество форм
образовательной
деятельности и
культурных практик
Общение
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления ежедневно
положительного социально-эмоционального опыта
ежедневно
Беседы и разговоры с детьми по их интересам
Игровая деятельность
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая,
режиссёрская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры)
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетноролевая, режиссёрская, игра-драматизация,
строительно-конструктивные игры)
ежедневно
3 раза в неделю
Детская студия (театрализованные игры)
1 раз в 2 недели
Досуг здоровья и подвижных игр
1 раз в 2 недели
Подвижные игры
ежедневно
Познавательная и исследовательская деятельность
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг
1 раз в 2 недели
(«Школа мышления»)
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе
1 раз в 2 недели
экологической направленности)
ежедневно
Наблюдения за природой (на прогулке)
Формы творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие детей
Музыкально-театральная гостиная
1 раз в неделю
Творческая мастерская (рисование, лепка,
1 раз в неделю
художественный труд по интересам)
Чтение литературных произведений
ежедневно
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Самообслуживание
ежедневно
Трудовые поручения (индивидуально и по
подгруппам)
Трудовые поручения (общий и совместный труд)
ежедневно
1 раз в неделю
25
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной
самостоятельной
деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать,
конструировать, сочинять и т.д. в соответствии с собственными интересами
является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в
детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает в основном в
утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все
виды
деятельности
детей
осуществляются
в
форме
самостоятельнойинициативной деятельности:
самостоятельные
-
сюжетно
–
ролевые,
режиссёрские
и
театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в различных уголках группы по выбору
детей;
- самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В
развитии детской
инициативы
и
самостоятельности воспитателисоблюдают ряд требований:
-
развивать активный интерес детей к окружающему миру,
стремление к получению новых знаний и умений;
-
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей
к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном
опыте;
-
постоянно расширять область задач, которые дети решают
самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять
детскую инициативу;
-
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать
26
трудности, доводить начатое до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Средний возраст.
Ребёнок данного
возраста
отличается
высокой
активностью
и
повышенным интересом к окружающему миру.
Воспитатель
специально
насыщает
жизнь
детей
проблемными
практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо
применить освоенные приёмы. Для того, что бы поддержать детскую
познавательную активность воспитатель должен проявлять доброжелательное,
заинтересованное отношение к многочисленным детским вопросам и
проблемам.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные
занятия в организованных в группе центрах активности. Воспитатель
специально создаёт ситуации общения для пробуждения эмоциоанльной
отзывчивости детей, направляет её на сочувствие сверстникам, элементарную
взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей –
в игре, в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.
В средней группе активно развивается детская самостоятельность.
Деятельность воспитателя направлена на развитие целенаправленности
действий, на умение детей устанавливать связь между целью деятельности и
её результатом, на умение находить и исправлять ошибки.
В режимных моментах, в свободной детской деятельности воспитатель
создаёт дополнительно развивающие проблемно – игровые ситуации,
побуждающие
дошкольников
применить
имеющийся
опыт,
проявить
инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
27
2.3. Организация самостоятельной деятельности детей в режимных
моментах
Режимные моменты
Распределение времени в
течение дня
Игры, общение, деятельность по интересам во
время утреннего приёма
Самостоятельные игры в 1-ой половине дня (до
НОД)
Подготовка к прогулке, самостоятельная
деятельность на прогулке (1-половина дня)
Самостоятельные игры, досуги, общение и
деятельность по интересам во 2-ой половине дня
Подготовка к прогулке, самостоятельная
деятельность на прогулке (2-половина дня)
Игры перед уходом домой
от 10 до 50 минут
15 минут
от 60 минут до 1 часа 30
минут
30 минут
от 40 минут
от 15 до 50 минут
2.4. Формы организации детской деятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ОБЛАСТИ
ВИДЫ ДЕТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физическое развитие
Двигательная
Социально –
коммуникативное
развитие
Игровая, трудовая,
коммуникативная
Познавательное
развитие
Познавательно исследовательская
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подвижные игры, спортивные
игры и упражнения, эстафеты.
Физкультурные занятия,
гимнастика, физкультминутки,
игры – имитации,
физкультурные досуги и
праздники, дни здоровья,
прогулки, реализация проектов.
Игры с правилами, творческие
игры, беседы, досуги,
праздники и развлечения,
игровые проблемные ситуации.
Индивидуальные и
коллективные поручения,
дежурства, Коллективный труд,
викторины, реализация
проектов и др.
Наблюдения, экскурсии,
эксперименты, решение
проблемных ситуаций, беседы,
викторины, реализация
проектов и др.
28
Речевое развитие
Коммуникативная,
восприятие
художественной
литературы
Рисование, лепка,
аппликация,
музыкальная
деятельность
Художественно –
эстетическое развитие
Беседы, игровые проблемные
ситуации, викторины,
творческие, дидактические и
подвижные игры и др.
Реализация проектов,
слушание, импровизация,
исполнение, музыкально –
дидактические, подвижные
игры, досуги, праздники и
развлечения и др.
3. Модель физического воспитания
Формы организации
Средний возраст
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных
моментов деятельности детского сада
6-8 минут ежедневно
1.1.Утренняя гимнастика с музыкальным
сопровождением
1.2. Физкультминутки
Ежедневно по мере необходимости
(до 3-х минут)
1.3.Игры и физические упражнения на
Ежедневно 10-15 минут
прогулке
1.4. Закаливание:
Ежедневно после дневного сна
1.5.Дыхательная гимнастика
–
2. Занятия физкультурой
3 раза в неделю по 20 минут
2.1.Занятия физкультурой в группе
2.2.Занятия
воздухе
физкультурой
3.1.Самостоятельная
деятельность
3.3 Досуги и развлечения
на
свежем
–
3.Спортивный досуг
двигательная
Ежедневно под руководством
воспитателя (продолжительность
определяется в соответствии с
индивидуальными особенностями
ребёнка)
1 раз в месяц
3.4 Дни здоровья
1 раз в квартал
4. Совместная деятельность с семьей
4.1.Игры-соревнования
4.2.Консультации для родителей
1 раз в год
Ежеквартально
29
4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Данная часть программы составлена с учётом образовательных
потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов и
включает в себя следующие направления:
художественно-эстетическое развитие (приобщение дошкольников к
культурному наследию русского народа);
региональный компонент (формирование у дошкольников чувства
сопричастности к малой родине).
Художественно-эстетическое направление представлено следующими
разделами:
«Русский фольклор»;
«Народная игра и игрушка»;
«Русский народный костюм»;
«Русская изба».
Региональный компонент представлен
достопримечательности и история».
разделом «Мое село , его
Разделы
Распределение содержания по разделам
Русский
фольклор
Продолжить ведение детей в мир русского фольклора (разучивание
малых фольклорных форм – прибауток, загадок, считалок,
закличек, нелепиц, докучных сказок; детских народных песен,
хороводов; рассказывание и инсценирование народных сказок,
знакомство с присказками).
Создать условия для непосредственного погружения в мир
русского фольклора через участие в фольклорных развлечениях и
совместных со старшими дошкольниками календарных
праздниках.
Побуждать детей к совместному со взрослым составлению
небольших рассказов на основе малых фольклорных форм.
Познакомить с русскими народными инструментами (балалайка,
гармонь, свистульки), побуждать к игре на народных инструментах
(ложки, свистульки).
Народная
игра и
игрушка
Расширить знания детей о романовской игрушке (усложнение
образов, особенности внешнего вида, материал).
Познакомить с народными игрушками: тряпичной куклой,
соломенными игрушками (кукла скрутка).
Продолжить знакомство с народными играми – разучить
некоторые игры, отражающие отношение к окружающей природе,
30
быт русского народа.
Русский
народный
костюм
(семейски
й костюм)
Русская
изба
(семейск
ая)
Мое село,
его
достопримечательности и
история
Познакомить с праздничным русским (семейским)народным
костюмом –мужским и женским: название элементов, внешний вид
костюма,расцветка, элементы украшения.
Расширить представления детей о русской избе
(деревенскийсрубленный дом и его составные части).
Учить сравнивать «дом прабабушки» с современным домом.
Формировать представление детей о ближайшем окружении
(дом,в котором я живу, мое село).
Познакомить детей с некоторыми культурными
достопримечательностями родного села (парки,
стадион,кинотеатр).
Содержание данного раздела программы реализуется в совместной
деятельности
педагогов
и
детей,
а
также
в
процессе
проведения
непосредственно образовательной деятельности, праздников и тематических
проектов через следующие формы работы с детьми: игры, ситуации, чтение
художественной литературы, разучивание потешек, поговорок, слушание и
разучивание
народных
песен
и
плясок,
рассматривание,
общение,
наблюдение, ряжение, экскурсии, проекты и др.
31
III. Организационный раздел
1. Объем образовательной нагрузки
Виды деятельности
ОО «Познавательное развитие»
Познавательно-исследовательская
деятельность (формирование целостной
картины мира или ознакомление с
окружающим миром)
Формирование элементарных
математических представлений
ОО «Речевое развитие»
Коммуникативная (развитие речи)
ОО«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыкальное развитие
Конструирование
ОО «Физическое развитие»
Двигательная
Всего:
Количес
тво в
неделю
Кол-во в
месяц
Кол-во в
год
1
4
36
1
4
36
1
4
36
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
2
1 раз в 2
недели
2
18
2
18
2
18
8
2
72
18
3
12
108
10
-
-
32
2. Режим дня
Организация режима пребывания детей в МБДОУ детский сад «Огонёк» на
тёплый период.
Режимные
моменты
Возраст
1й- 3-й год
4й- 5й год
жизни
жизни
В дошкольном учреждении
Утренний приём,
7.45-8.30
7.45-8.30
игры
Подготовка к
завтраку, завтрак
Самостоятельная
деятельность
Подготовка к
прогулке, прогулка
5-6-й год
жизни
6-7-й год
жизни
7.45-8.30
7.45-8.30
8.30-9.00
8.30-9.00
8.30-9.00
8.30-9.00
9.00-9.10
9.00-9.10
9.00-9.10
9.00-9.10
9.10-11.30
9.10-12.00
9.10-12.00
9.10-12.00
Возвращение с
прогулки,
самостоятельная
деятельность,
подготовка к обеду.
Обед
11.30-12.05
11.30-11.50
11-45-12.00
11.45-12.00
11.35-12.05
11.50-12.20
12.00-12.30
12.00-12.30
Спокойные игры,
подготовка ко сну
12.05-12.30
12.20-12.30
12.30-12.50
12.30-12.50
Дневной сон
12.30-15.30
12.30-15.30
12.50-15.30
12.50-15.30
15.30-15.45
15.30-15.45
15.30-15.45
15.30-15.45
15.45-16.00
15.45-16.00
15.45-16.00
15.45-16.00
Подготовка к
прогулке, прогулка
16.00-17.15
16.00-17.15
16.20-17.15
16.20-17.15
Уход домой
17.15
17.15
17.15
17.15
Постепенный
подъём,
самостоятельная
деятельность
Полдник
33
Организация режима пребывания детей в МБДОУ детский сад «Огонёк» на
холодный период.
Режимные
моменты
Возраст
1й- 3-й год 4й- 5й год
жизни
жизни
В дошкольном учреждении
Утренний приём, игры 7.45-8.30
7.45-8.30
5-6-й год
жизни
6-7-й год
жизни
7.45-8.30
7.45-8.30
Подготовка к завтраку, 8.30-9.00
завтрак
8.30-9.00
8.30-9.00
8.30-9.00
Самостоятельная
деятельность
Организованная
деятельность
9.00-9.15
9.00-9.15
9.00-9.10
9.00-9.10
9.15-9.30
9.15-9.55
9.10-10.00
9.10-10.45
Подготовка к
прогулке, прогулка
Возвращение с
прогулки,
самостоятельная
деятельность,
подготовка к обеду.
Обед
9.30-11.15
9.55-11.30
10.00-11.45
10.45-11.45
11.15-11.35
11.30-11.50
11-45-12.00
11.45-12.00
11.35-12.05
11.50-12.20
12.00-12.30
12.00-12.30
Спокойные игры,
подготовка ко сну
12.05-12.30
12.20-12.30
12.30-12.50
12.30-12.50
12.30-15.00
12.30-15.00
12.50-15.00
12.50-15.00
Постепенный подъём,
самостоятельная
деятельность
Полдник
15.00-15.30
15.00-15.30
15.00-15.30
15.00-15.30
15.30-15.45
15.30-15.45
15.30-15.45
15.30-15.45
Организованная
Деятельность
15.45-15.55
15.45-15.55
15.45-15.55
15.45-15.55
15.55-16.00
15.45-16.00
15.45-16.20
15.45-16.20
16.00-17.15
16.00-17.15
16.20-17.15
16.20-17.15
17.15
17.15
17.15
17.15
Дневной сон
Самостоятельная
деятельность
Чтение
художественной
литературы
Подготовка к
прогулке, прогулка
Уход домой
34
3. Календарно-тематический план
Месяц
Тема
Краткое содержание
традиционных
событий и праздников
«Мы снова вместе»
Я в детском
саду
Встреча детей после лета.
Знакомство с новыми
детьми группы.
Повторение правил
Итоговое
мероприятие
Презентация
коллажа с
фотографиями
детей группы.
общения друг с другом и
воспитателями.
Сентябрь
«Наша любимая группа»
Знакомство детей с
обстановкой в группе,
расположением центров
Мир вокруг активности. Воспитание
умений взаимодействия в
нас
совместных видах
деятельности, желания
Создание правил
и традиций в
группе.
поддерживать порядок в
группе
«Я в мире предметов»
Обогащение
Предметны представлений детей о
материалах: глина, песок,
й мир
пластилин; бумага и ткань.
Сравнение свойств и
качеств материалов.
Коллекционирова
ние
предметов «Из
чего же? Из чего
же? Из чего же?»
(бумага, ткань,
глина,
пластилин и др.).
Мир вокруг «Кто работает в детском
нас
саду»
Сюжетно-ролевая
игра «Детский
35
Расширять и уточнять
представления детей о
труде сотрудников
детского сада, показать
взаимосвязь между
разными видами труда.
сад».
«Падают листья»
Праздник «Осень
в гости к нам
пришла»
Развитие умения
наблюдать, замечать
проявления осени в
природе, восприятие
осеннего настроения в
стихах, музыке,
картинах.
Октябрь
«Мир осенней одежды и
обуви»
Осеннее
настроение
Рассматривание предметов
осенней одежды и обуви,
развитие умения
описывать предмет с
помощью воспитателя;
выбор предметов
демисезонной одежды для
куклы.
«Что нам осень подарила: Коллажирование
попробуем осень на вкус» «Витамины на
тарелке».
Рассматривание, сенсорное
Проект
обследование овощей и
«Витаминная
фруктов. Отгадывание
семья»
загадок.
Лепка, аппликация и
рисование.
Мир
«Животные, которые
Театрализованное
36
природы
вокруг нас
живут рядом снами».
Воспитание желания
ухаживать за
представление
«Бычок –
смоляной бочок»
животным. Развитие
умений детей правильно
использовать в
речи названия животных и
их детенышей.
Составление
с помощью взрослого
описательного рассказа о
домашнем животном на
основе
наблюдения.
«Кукольный домик».
Развитие пространственной
ориентировки на листе
бумаги, умения составлять
план комнаты, расставлять
Предметны
мебель и придумывать
й мир
дизайн.
Активизация словаря за
счет названий предметов
мебели, направлений
(справа, слева).
Ноябрь
«Что мы знаем о России»
Страна, в
которой я
живу
Предметны
Развитие умения узнавать
флаг и герб, страны,
воспитание уважительного
отношения к символам
страны
«Посуда. Продукты
Составление
альбома с
символами
России.
Дидактическая
игра «Полезные и
37
й мир
питания».
Уточнение и расширение
представлений
воспитанников о посуде, ее
предназначении и
значимости в жизни людей.
Расширять представления
детей о продуктах питания.
«Мой организм».
Обогащение
представлений детей о
здоровом образе (почему
надо чистить зубы,
умываться,
вредные
продукты»
Развлечение
«Встреча с Феей
Чистоты»
Мир вокруг
делать зарядку и т.д.); о
нас
способах укрепления
здоровья, о возможных
травматических ситуациях
и способах их
предупреждения, о роли
врачей в сохранении
здоровья детей.
«Я и моя семья»
Декабрь
«Мама,
папа, я –
дружная
семья»
Зимушказима, у нас
в гостях
Формирование первичных
ценностных представлений
о семье, семейных
традициях, обязанностях.
Воспитывать любовь к
родителям, уважение,
готовность помогать и
сочувствовать старшим.
«Зимушка – зима»
Установление связей
между погодными
условиями и выбором
Проект «Моя
семья»
Выставка
детского
творчества.
38
подходящей одежды
и обуви (оставление
описательных рассказов.
Отгадывание и сочинение
описательных загадок о
предметах одежды.
Коллекционирование
кукольной одежды (по
сезону). Изучение
свойств и качеств снега,
проведение элементарных
опытов. Рассматривание и
рисование снежинок.
Разучивание стихов о
зиме. Проведение игр со
снегом.
Мир
природы
вокруг нас
«Мы друзья зимующих
птиц».
Ознакомление с
изменениями в жизни птиц
с приходом зимы.
Рассматривание разных
видов корма для птиц,
разных
Изготовление и
развешивание
кормушек для
птиц.
видов кормушек.
«Зимние виды спорта»
Зимние
виды
спорта
К нам
Приобщение детей к
здоровому образу жизни
через знакомство с
зимними видами спорта.
«Здравствуй, Новый
Создание альбома
«Зимние виды
спорта».
Праздник
39
приходит
Новый год
год!»
Изготовление новогодних
игрушек и украшений для
группы. Совместно с
«здравствуй,
елочка лесная»
родителями изготовление
зимних букетов, макетов
для украшения интерьера.
Чтение
и разучивание новогодних
стихов. Придумывание
загадок про елочные
игрушки. Знакомство с
художественными
произведениями о Зиме
(поэзия, музыка,
живопись, сказки,
рассказы). Отображение
символов праздника
продуктивной
деятельности детей
(рисование, лепка,
аппликация).
«Рождественские вечера»
Знакомство с
Январь
художественными
произведениями о
Выставка
детского
творчества.
рождественских днях
Рождествен
(поэзия, музыка, живопись,
ское чудо
сказки, рассказы).
Отображение
символов праздника
(свечи, ангелы) в
продуктивной
деятельности детей
40
(рисование, лепка,
аппликация).
«Народная игрушка»
Мир игры
Ознакомление детей с
игрушками народных
промыслов:
рассматривание,
Выставка
детского
творчества.
роспись, лепка.
«Зимовье зверей»
Обогащение
представлений детей о
зимовье зверей:
Мир
природы
вокруг нас
способах добывания пищи,
спасении от хищников,
защиты от сильных
морозов. Чтение,
обсуждение и пересказ
Создание альбома
о зимовке
животных.
Лепная
композиция
«Зимовье зверей».
литературных текстов по
теме.
Спортивное
развлечение «Кот
Леопольд и его
Формировать знания о
друзья»
правилах
дорожного
движения
в
качестве
Мир вокруг пешехода и пассажира
нас
транспортного
средства;
(Безопаснос уточнять
и
обобщать
ть, ПДД)
знания детей о транспорте
и его назначении, об
общественном транспорте
(автобус,
троллейбус,
маршрутное такси, поезд,
самолет, пароход).
Февраль
Транспорт. Путешествие
в страну «Светофор».
41
«Все работы хороши,
выбирай на вкус»
Мир
профессий
Ознакомление с
профессиями папы и мамы.
Составление совместно с
родителями небольшого
рассказа о
Проект
«Профессии моих
родителей»
профессии одного из
родителей.
«Наши папы –
защитники России».
Ознакомление с
Российской Армией, ее
функцией защиты России
от врагов. Осуществлять
патриотическое
Защитники воспитание: знакомить с
Отечества «военными» профессиями.
Воспитывать любовь к
Родине. Формировать
первичные тендерные
представления
(воспитывать в мальчиках
стремления быть
сильными, смелыми, стать
защитниками Родины).
«Наши помощники»
Ознакомление детей с
приборами бытовой
Мир
техники (пылесос,
технических электромясорубка,
чудес
стиральная машина),
Изготовление
праздничных
открыток для
пап. Праздник
для пап.
Изготовление
альбома «Наши
помощники»
ознакомление с правилами
безопасного поведения
детей во время работы
42
бытовой
Март
техники в детском саду и
дома.
Весна
пришла
«Милая, любимая,
мамочка моя».
Коллажирование
«Наши
Выработать чуткое и
нежное отношение к маме;
формировать атмосферу
эмоционального тепла в
семье и любви к родителям
и другим членам семьи.
Воспитание уважения и
любви к маме, желания
оберегать ее.
Рассматривание
фотографий и картин,
изображающих мам и
детей. Составление
рассказов-пожеланий,
добрые мамы» с
фотографиями
мам и
детскими
пожеланиями.
Детский праздник
8 марта
Поздравления
мамам
изготовление подарков для
мамы
«Весна идёт, весне
дорогу»
Установление связей
между явлениями неживой
и живой природы:
пригревает солнце, тает
снег, появляются почки на
Изготовление
альбома «Веснакрасна!» с
отражением
признаков
весны.
деревьях и кустах. «Мир
весенней одежды и
обуви».
Обогащение
представлений детей о
предметах весенней
43
одежды и аксессуаров.
Обогащение словаря детей,
развитие
обследовательских
действий. Сравнение
тканей, выбор ткани для
шитья предметов весенней
одежды. Рассматривание
резиновых сапог,
знакомство со
свойствами резины.
«Наши любимые
книжки». Подбор книг по
теме с произведениями
разных жанров
Книжкина
неделя
Выставка
любимых детских
книг и рисунков.
(стихи, загадки, сказки,
рассказы). Чтение,
пересказ, разучивание
стихов,
рассматривание
иллюстраций,
драматизация.
Апрель
Природа
вокруг нас
«Пернатые друзья»
Расширять представления о
птицах.
«Путешествие в космос».
Формирование первичных
представлений о
День
космонавти выдающихся людях и
достижениях России,
ки
интереса и чувства
гордости за успехи страны
и отдельных людей.
Изготовление
скворечников
Коллективная
аппликация
«Путешествие в
космос».
Игра
«Космическое
44
Рассматривание картинок о путешествие»
полете в космос животных
и человека.
Мир
профессий
(Труд
весной)
«О труде в саду и
огороде»
Формировать
представления о работах,
проводимых весной в саду
и огороде.
«Взрослые и дети».
Обогащение
представлений детей о
правилах общения со
Проект «Всё
начинается с
семени»
Этюды
«Вежливость»
Я в детском
взрослыми (этикет
саду
приветствия, прощания,
(этикет)
обращения, извинения,
просьбы).
Воспитание уважительного
отношения к взрослым.
Изготовление
игрушексамоделок из
бумаги.
Игрушки: почему вертится
Пополнение
вертушка, почему не тонет
коллекции
пластмассовый кораблик,
предметов «Из
Мир вокруг
чего же? Из чего
почему отпрыгивает от
нас
же? Из чего же?»
земли мяч?.
(коллекция
игрушек«Из чего сделаны ….?».
Установление связи между
материалом и функциями
самоделок для
игр на
прогулке.
45
«День Победы»
Ознакомление детей с
содержанием праздника, с
памятными
День
Победы
Акция
«Открытка для
ветерана».
местами в городе,
посвященными празднику.
Рассматривание картин,
Май
иллюстраций.
Изготовление открыток для
ветеранов.
Я и мои
друзья
«Мы улыбаемся, мы
грустим». Развитие
Коллаж
«Поделись
способности реагировать
на настроение другого
человека, проявлять
собственные
улыбкой»
(пиктограммы и
эмоции. Воспитание
желания пожалеть,
поддержать того, кому
грустно. «Добрые слова
для друга». Ознакомление
фотографии детей
с ярким
выражением
эмоций)
Этюды «Добрые
пожелания»
с правилами этикета в
общении со сверстниками:
варианты приветствия и
прощания, поздравления,
общения по
телефону, выражения
сочувствия, поддержки.
Мир
природы
вокруг нас
«Путешествие в мир
растений»
Подвести к выводу, что
растения – это живая
природа. Закрепить знания
Панно-коллаж
«Аленький
цветочек»
46
о разнообразии растений.
«Встречаем лето.
Насекомые»
Формирование
представлений о
насекомых.
Способствовать
пониманию значимости
живых существ, их
взаимосвязи в природе,
развитию эмоционально положительного,
экологически правильного
отношения к насекомым.
Воспитывать бережное
отношения к природе.
Выставка
детского
творчества
4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Педагогический мониторинг Формы работы: беседы с родителями,
анкетирование, наблюдение за общением родителей и детей, беседы с детьми о
семье.
Педагогическая поддержка
Формы работы: беседы с родителями, психолого-
педагогические тренинги, Дни открытых дверей, мастер-классы,показ открытых
занятий, проведение совместных детско-родительских мероприятий, конкурсов.
Педагогическое образование родителей Формы работы: консультации,
родительские собрания, семинары, дискуссии, круглые столы, тематические встречи,
информация на сайте ДОУ, анализ реальных ситуаций. Выпуск газет,
информационных листовплакатов для родителей.
Совместная деятельность педагогов и родителей Формы работы:совместные
проекты, выставки, проведение совместных праздников, викторин, вечеров досуга,
заседания семейного клуба, семейные конкурсы и совместная трудовая деятельность.
47
Месяц
Сентябрь
Формы сотрудничества
Организация информационного стенда для родителей:
«Режим дня», «Наш план на месяц», «Визитка группы»,
и т.д.
Рекомендации «Как провести выходной день с маленьким
ребенком?
Анкетирование родителей «Качество предоставляемых
услуг по реализации ООП ДОУ»
Папка-передвижка «ФГОС дошкольного образования»
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей
пятого года жизни»
Конкурс «Осенние фантазии»
Рекомендации родителям «Чтобы ребенок спокойно
спал»
Родительское собрание «Мы стали старше. Задачи
воспитания и обучения детей»
Октябрь
Ноябрь
Беседа «Прогулки в парке. Игры в парке.
Утренник «Осень в гости к нам пришла»
Викторина «Мы крепки! Мы дружны! (с участием
родителей в блоке проекта «Моя семья»)
Индивидуальная беседа. «Учим ребенка общаться»
Информационный стенд «Права ребенка»
Рекомендации «Профилактика простудных заболеваний».
Консультация «Родителям о правилах дорожного
движения»
+
презентация
«Уроки
дорожной
безопасности»
Семинар-практикум для родителей Тема: «Поощрение и
наказание ребенка в семье»
Консультация «Что почитать ребенку»
Акция «Помоги тем, кто рядом» (изготовление кормушек
для птиц).
Выставка детских работ (при участии родителей) на тему:
«Зимушка-зима»
Конкурс «лучшее украшение для группы»
Папка – передвижка «История Деда Мороза»
Праздник «Здравствуй, Елочка лесная!»
Декабрь
48
Родительское собрание «Развиваем речь детей в общении
со взрослыми»
Конкурс – выставка «Волшебные снежинки!»
Папка-передвижка «Пальчиковые игры как средство
развития речи»
Консультация «Семья и семейные ценности»
Январь
Коллажирование «Мы с папой все делаем вместе!»
Викторина «Все профессии важны! Все профессии
нужны!
Папка-передвижка «День защитника Отечества»
Круглый стол «Воспитываем добротой»
Индивидуальная беседа «Безопасность в быту»
Февраль
Март
Апрель
Коллажирование «Наши добрые мамы!»
Папка-передвижка «8 Марта»
Праздник для мам
Консультации «Добрые советы для родителей»
Беседа «Как сохранить осанку»
Консультация «Дети и компьютер»
Анкетирование «Современные технологии и ребенок»
Папка-передвижка «День космонавтики»
Родительское собрание «Поговорим о культуре
поведения дома и в детском саду» Подведение итогов
работы за год.
Консультация: «Типичные случаи детского травматизма,
меры его предупреждения»
Папка – передвижка «Как сделать путешествие
интересным?»
Май
Июнь
Июль
Август
Оформление «Уголка для родителей» в группах:
- Режим дня,
- Задачи работы детского сада летом.
49
- Рекомендации по воспитанию детей летом.
- Рекомендации по экологическому воспитанию.
- Рекомендации по познавательному развитию
дошкольников.
- Профилактика кишечных заболеваний.
- Организация закаливающих процедур.
Оформление папок-передвижек на летнюю тематику,
фоторепортажей из жизни детей.
Работа с родителями вновь прибывших детей «Адаптация
детей в условиях детского сада»
Трудовой родительский десант (привлечение родителей к
благоустройству территории ОУ).
Беседа на тему: «Пример родителей – основа
уважительного отношения к выполнению правил
дорожного движения»
День семьи «Папа, мама, я – знающая правила дорожного
движения семья»
Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе:
«День знаний» (1 сентября)
«Осень в гости к нам пришла»
«День воспитателя» (27 сентября)
«День матери»
«Новый год»
«День защитника Отечества» (23 февраля)
«Масленица»
«Международный женский день 8 Марта»
«День смеха» (1 апреля)
«День космонавтики» (12 апреля)
«День Победы» (9 мая)
«Международный день защиты детей»
«День России» (12 июня)
50
5. Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Средняя группа. – М., ЦГЛ, 2005.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М., Детство-Пресс,
2010
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
Планы и конспекты занятий. – М., Мозаика-Синтез, 2010.
4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования
/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
5. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней
группе детского сада. Конспекты занятий. – М., Мозаика-Синтез, 2010.
6. Дубовицкая Н.В. «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников
технике аппликации и коллажа» Метод. Пособие. – СПб. «Детство – Пресс»,
2002. – 128с.
7. Дошкольник 4 – 5 лет в детском саду. Как работать по программе
«Детство». Учебно – методическое пособие / Бабаева Т.И. и др. СПб. Детство
– пресс, 2011. 480с.
8. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./ Автор-соств.
Никопорова Т.С., Сериенко Е.М., Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.-96с.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе
детского сада. Конспекты занятий. – М., Мозаика-синтез, 2009.
10. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. – М..: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд.- 20с.
11. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся
видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: Детсво – Пресс, 2004.- 272с.
12. Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет: учебно – методическое
пособие к рабочей тетради «Я считаю до 5». – 4-изд., М., 2015. – 80с.
13. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду. Младшая и
средняя группа: методическое пособие»М.: ТЦ Сфера, 2010., 176с.
14. Михайлова З. А. Математике от трех до семи. – М., Детство-пресс, 2008.
15. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Метод. Пособие для ДОУ. 2- изд. М.:ТЦ Сфера, 2009. – 112с.
16. План – программа педагогического процесса в детском саду. Метод.
Пособие для воспитателей д/с. СПб.: Детсво - Пресс, 2006. – 255с.
17. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. – М., ТЦ
«Сфера», 2010.
18. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет» Конспекты
занятий. М.:ТЦ Сфера, 2010. – 114с.
51
6. Список материально-технического обеспечения
центр
Приемная
Оборудование и наименование
1.Шкафчики с определением индивидуальной
принадлежности (номер, рисунок), скамейки,
«алгоритм» процесса одевания.
2.Стенды для взрослых.
3. Стенд для выставки детских работ.
1.Крупный строительный конструктор.
Центр
Конструирования
2.Средний строительный конструктор.
3.Мелкий пластмассовый конструктор.
4. Нетрадиционный материал: подборка из бросового
материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки,
конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
5. Конструкторы типа «Лего».
6. Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения
построек.
7. «Автодорога»
8. «Железная дорога»
Центр
Безопасности
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных
переходов (из дерматина, чтобы можно было
складывать и убирать).
2.Дидактические игры:
а) Изучаем и учим дорожные знаки.
б) Лото – Дорожные знаки.
в) Игра – Нужные машины.
г) Игра – В дорогу.
52
3. Игровой материал.
1. Макет светофора.
2. Ж/д. и автодорога.
Центр Музыки
3. Спец. машины.
1. Инструменты: металлофон, барабан, бубен,
колокольчики, трещотка, треугольник.
2. Музыкальный центр
3. 3. Пластиковые прозрачные емкости с
разными наполнителями: горохом, желудями,
камешками.
4. Диски, кассеты.
1. Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и
цветные карандаши, гуашь, акварельные краски,
Центр
изобразительного пластилин, глина.
творчества
2. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки,
ткани, самоклеящаяся пленка.
3. Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты,
схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для
клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски,
палитра, банки, салфетки из ткани.
4. Доска, магнитная доска.
Центр
Математики
1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доскивкладыши, шнуровки, игры с элементами
моделирования и замещения. Лото, парные картинки и
другие настольно-печатные игры.
53
2. Ковролиновое полотно, магнитная доска.
3. Комплект геометрических фигур, предметов
различной геометрической формы, счетный материал,
набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7
палочек каждого цвета), наборы для сериации по
величине (6-8 элементов).
4. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный
материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
5. Палочки Кюизенера.
7. Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8
элементов).
8. Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).
9.Набор кубиков с цифрами.
10.Набор карточек с изображением количества (от1 до5)
и цифр.
Игры:
15. «Собери цветок».
16. «Собери звезду».
17. «Подбери по цвету».
18. «Цвета и форма».
19. «Сложение и вычитание».
20. «Математическое лото».
21. «Учись считать».
22. «Считаем до 10».
23. Шашки.
54
24.Картинки с изображением дни недели, часы суток.
25.Мазайки напольные.
27. Д/И «Мои первые часы».
Центр книги
1. Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий
диванчик.
2. Детские книги по программе, любимые книжки детей.
3. Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья»
и др.
1. Маленькая ширма для настольного театра.
Центр
театрализованной 2. Различные виды театра: плоскостной, стержневой,
кукольный .
деятельности
3. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
4.Звери и птицы, объемные и плоскостные на
подставках, мелкие, 7-10 см.
5. Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на
подставках (мелкие).
6. Тематический набор сказочных персонажей
(объемные, средние и мелкие).
10. Набор масок: животные, сказочные персонажи.
11. Костюмы.
12 .Шапочки для драматизации сказок.
Центр
55
двигательной
деятельности
1. Мячи большие, малые, средние.
2. Обручи.
3. Скакалки.
4. Флажки.
5. Гимнастические палки.
7. Кольцеброс.
8. Ленточки, платочки.
9. Кегли.
10. Мешочки с грузом (малый и большой).
11. Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки.
12. Картотека подвижных игр.
13. Мячики массажные.
14. Шапочки для подвижных игр.
Игровой центр
1. Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик,
кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол
среднего размера, кукольный дом (для кукол среднего
размера).
2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и
средней), набор кухонной и столовой посуды.
3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (3
шт.).
4.Куклы крупные и средние.
5.Атрибуты для игр с
производственным
сюжетом,
56
отражающих профессиональный труд людей:
«Магазин», «Больница», «Парикмахерская» , «Кафе»,
«Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом
«Семья», «Детский сад» и т.д.
7. Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали,
юбки, каска, фуражка/бескозырка и др.
8. Мягкие игрушки (средние и крупные).
Центр
Атрибуты для проведения опытов:
познавательно1. С водой.
исследовательской
деятельности
2. Со льдом.
3. С песком.
4. Со светом.
5. С магнитом.
6. С природным материалом.
7. Со снегом.
8. Приборы: лупа, песочные весы, компас, разные
термометры.
9. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Уголок природы и труда:
1. Комнатные растения 5-7.
2. Растения характерные для различных времен года:
- осенью – пересаженные в горшки или срезанные в
букеты астры, хризантемы, золотые шары;
зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна),
зимний огород (ящики для посадки) - посадки лука,
чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса,
пшеницы и др.;
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки
57
(подснежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных
деревьев (тополь, клен, каштан);
- летом – букеты летних садовых (пион, ноготок,
гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер,
колокольчики), колосья хлебных злаков.
3. Леечки, палочки для рыхления почвы,
опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания
листьев, фартуки.
Календарь природы:
1. Картина сезона, модели года и суток.
2. Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно,
дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них
передвигающейся стрелкой.
3. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена го
4. Оборудование для труда.
1. Альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мое
Центр русской
культуры и малой село», «Наш детский сад», «Праздники дома и в
детском саду».
Родины
2. Художественная литература: стихи, рассказы,
загадки; рассказы и стихотворения о родном городе,
стране.
3. Информация «Я живу в Бичуре», «Бичура в разные
времена года», «Животный и растительный мир».
4. Элементы одежды, посуды народа.
5. Куклы.
6. Декоративно-прикладное искусство русского народа.
Туалетная
комната
7. Рисунки и поделки детей, посвященные родному
краю.
Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса
умывания.
58
59