Аннотация к рабочей программе. Рабочая программа второй группы раннего возраста разработана инициативной группой. Она определяет модель организации образовательного процесса в группе, ориентирована на личность воспитанников группы и основывается на ФГОС ДО. Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Рабочая программа: -конкретизирует цели и задачи изучения каждой образовательной области; -определяет объем и содержание предлагаемого материала; -оптимально распределяет время образовательной деятельности по темам; -отражает специфику региона, ДОУ и группы. Рабочая программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по пяти образовательным областям: - социально-коммуникативное развитие, - художественно-эстетическое развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - физическое развитие. Реализация содержания рабочей программы предусмотрено в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, конструктивной, двигательной и др. Структура Программы является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации воспитательного процесса, и включает в себя следующие элементы: Пояснительная записка. Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа; сведения о программе, на основании которой составлена данная рабочая программа; цели и задачи изучения образовательной области и вида деятельности в данной группе, национальнорегиональный компонент. Цели и задачи изучения каждой образовательной области (содержание образовательной деятельности, основные цели и задачи, задачи по вариативной части программы). Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Объем образовательной нагрузки. Перспективно - тематическое планирование (содержание разделов и тем в соответствии с основной образовательной программой); Социальное партнерство с родителями. Список литературы и материально-технического обеспечения. Содержание Ι. Целевой раздел 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база 1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы Программы 1.4. Значимые характеристики 1.4.1. Характеристика группы 1.4.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет 2. Планируемые результаты освоения программы 3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений 3.1. Региональный компонент ΙΙ. Содержательный раздел 1. Цели, задачи реализации рабочей программы и содержание психологопедагогической работы по образовательным областям 2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 2.1.3 Образовательная область «Речевое развитие» 2.1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2.1.5 Образовательная область «Физическое развитие» 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 2.2.1. Организация совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах 2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.2.3. Организация самостоятельной деятельности детей в режимных моментах 2.2.4. Формы организации детской деятельности 3. Модель физического воспитания 4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений ΙΙΙ. Организационный раздел 1. Объем образовательной нагрузки 2. Режим дня 3. Календарно-тематический план 4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 5. Список литературы. 6. Список материально-технического обеспечения. Ι. Целевой раздел Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе ООП муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Огонёк» с.Бичура, Бичурского района, Республики Бурятия разработанной на основе Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. 1.1. Нормативная база 1.1. Нормативная база Рабочая программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; -Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155; -Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно — эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28. - Уставом МБДОУ Детский сад «Огонёк»; - Образовательной программой МБДОУ Детский сад «Огонёк»; - Рабочей Программой воспитания МБДОУ Детский сад «Огонёк»; - Программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы Цель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: ● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); ● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; ● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; ● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; ● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; ● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; ● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; ● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; ● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого). 1.3. Принципы и подходы к реализации образовательной программы. Общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад «Огонёк» сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами: дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; партнерство с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; методов возрасту и особенностям развития); и начального общего образования. 1.4. Значимые характеристики 1.4.1. Характеристика группы Наполняемость группы ______ человек: мальчиков – ____, девочек – ______ 1.4.2 Возрастные особенности детей 3-4 лет В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Он стремится получить эмоциональную оценку взрослого – одобрение, похвалу, ласку. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более уверенным и общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого. Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество». На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра – любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты («дочки-матери», «врач», «шофер» и прочее). Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В КОНЦЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ -может принимать на себя роль, непродолжительно Игровая взаимодействовать со сверстниками в игре от имени деятельность героя; -умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей; -способен придерживаться игровых правил в дидактических играх; -способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры); -разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок; -может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; -имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале). -умеет в быту, в самостоятельных играх посредством Коммуникативная речи налаживать контакты, взаимодействовать со деятельность сверстниками; -рассматривает сюжетные картинки; -отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения; -использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами; -пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя; -называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; -может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. -называет знакомые предметы, объясняет их Познавательноисследовательская назначение, -выделяет и называет признаки (цвет, форма, деятельность материал); -ориентируется в помещениях детского сада; Трудовая деятельность Конструктивная деятельность Изобразительная деятельность -называет свой город (поселок, село); -знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей; -выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе; умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.); -может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; -умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов; -правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»; -различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму; -понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска); -понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»; -использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; -способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. -умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; -может помочь накрыть стол к обеду; -приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых); -способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности. -знает, называет и правильно использует детали строительного материала. умеет располагать кирпичики, пластины вертикально; -изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. -изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; -подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам; Музыкальная деятельность Двигательная деятельность -правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками; -умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; -лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки; -создает изображения предметов из готовых фигур; -украшает заготовки из бумаги разной формы; -подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы. -слушает музыкальное произведение до конца; -узнает знакомые песни; -различает звуки по высоте (в пределах октавы); -замечает изменения в звучании (тихо — громко); -поет, не отставая и не опережая других; -умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.); -различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). -владеет соответствующими возрасту основными движениями; -умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; -умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя; -сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы; -может ползать на четвереньках, лазать по лесенкестремянке, гимнастической стенке произвольным способом; -энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см; -может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; - ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; -метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м Безопасность -соблюдает элементарные правила поведения в детском саду; -соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными; -имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. ΙΙ. Содержательный раздел Содержание психолого-педагогической работы с детьми ведется по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественноэстетическое развитие»; «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников Воспитание и обучение осуществляется на русском языке государственном языке России. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 2.1. Цели и задачи реализации рабочей программы по образовательным областям 2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Цели: Расширять социальные представления и этические ориентировки дошкольников, создавать условия для развития гуманистической направленности поведения и отношения к миру, способствовать становлению культуры общения. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Обогащение игрового опыта каждого ребенка; создание условий для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дошкольник входит в мир социальных отношений Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру. Сюжетно-ролевые игры Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир, мама— дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, ломик; пускать по воде игрушки). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Подвижные игры Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со семи детьми. Поощрять игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений. Театрализованные игры Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления. Дидактические игры Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.). В совместных дидактических играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности'. Самообслуживание. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Хозяйственно бытовой труд. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям " - доски для лепки и пр.), после игры убирать наместо игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.). Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.). Приучать с помощью взрослого поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. Продолжать знакомить с трудом близких взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Развивать умение детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Приучать жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу Формировать уважительное отношение к окружающим. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Образ Я. Продолжать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса в связи с началом посещения детского сада. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). Формировать начальные представления о человеке, Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, умелые; девочки нежные, женственные). Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи, закреплять умение называть их имена. Детский сад. Через вовлечение детей в жизнь группы продолжать нормировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Стимулировать детей (желательно привлекать и родителей) посильному участию в оформлении группы, созданию ее символики и традиций. Знакомить с традициями детского сада. Знакомить с правами (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностями (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.) детей в группе. Напоминать имена и отчества работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека и т. д. Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос. Учить умение соблюдать правила безопасного передвижения в помещении и осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила. Формировать представления о том, что следует одеваться по погоде (в солнечную погоду носить панаму, в дождь— надевать резиновые сапоги и т.д.). О правилах безопасности дорожного движения. Расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. Рассказать, что светофор имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый). Напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «Зебра», обозначенному белыми полосками. Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину. Напоминать детям о том, что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя дорогу, нужно крепко держать взрослых за руку. Знакомить детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь» едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар). Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не наносить им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их — они могут оказаться ядовитыми. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.). Учить закрывать кран с водой. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей Формы, способы, методы и Для детей от 3 до 7 средства реализации лет Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Коммуникативная деятельность 1 Социальноежедневно коммуникативное - решение ситуаций, - утренний прием детей, ежедневно развитие. индивидуальные и 1 раз в неделю подгрупповые беседы, -Игры-диалоги; ежедневно -Чтение художественных 1 раз в неделю произведений; -наблюдения; ежедневно -рассматривание; ежедневно -экскурсия; 1 раз в месяц -проектная деятельность 1 раз в неделю Игровая деятельность - утренний прием детей, ежедневно индивидуальные и подгрупповые беседы, ежедневно - оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы, - формирование навыков ежедневно культуры еды, № Образовательная область - игры-занятия по разделу «Кто такие мы», - ласковая минутка. ежедневно - решение ситуаций, ежедневно - формирование навыков культуры поведения. - этика быта, трудовые поручения, - Дни полезных дел, - сюжетно-ролевые игры ежедневно - Дидактические игры ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно - дни именинников. 1 раз в месяц предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - утренний прием детей, ежедневно индивидуальные и подгрупповые беседы, ежедневно - оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы, - формирование навыков ежедневно культуры еды, - игры-занятия по разделу ежедневно «Кто такие мы», - ласковая минутка. ежедневно - решение ситуаций, ежедневно - формирование навыков культуры поведения. - этика быта, трудовые поручения, - сюжетно-ролевые игры ежедневно - Дидактические игры ежедневно ежедневно ежедневно - дни именинников. 1 раз в месяц Самообслуживание и элементарный бытовой труд - трудовые поручения ежедневно - дидактические игры ежедневно -самообслуживание ежедневно -дежурства ежедневно -хозяйственно-бытовой труд 1 раз в неделю -ручной труд 1 раз в 2 недели -труд в природе ежедневно - индивидуальная работа ежедневно -сюжетно-ролевая игра ежедневно -экскурсии 1 раз в месяц -наблюдения ежедневно самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), - дидактические игры -самообслуживание - индивидуальная работа -сюжетно-ролевая игра -действия с бытовыми предметами -орудиями 2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. 3-4 года: Формирование познавательных действий, становление сознания; Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям. Развитие воображения и творческой активности; Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки. Продуктивная деятельность. Развивать продуктивную деятельность, организовывать презентацию ее результатов. Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, то есть об авторстве продукта. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.). Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного. Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов» Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий , одинаковые (равные) по ширине, высокий низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине. Форма. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки. Ориентировка во времени. Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро ~ вечер. Формирование первичных представлений о себе, других людях о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Предметное и социальное окружение Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно- пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Развивать умение определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к себе (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Формировать умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы. Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры- драматизации по произведениям детской литературы. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями (врач, милиционер, продавец, воспитатель). Ознакомление с природой Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить детей с обитателями уголка природы: аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками). Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Познакомить с лягушкой. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза). Развивать умение отличать и называть по внешнему виду', овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша), ягоды (малина, смородина). Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе Родная страна. Дать первые представления о родной стране (название родного города, села ). Знакомить с родной культурой. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке). Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников № Образовательная область Познавательное развитие Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей Формы, способы, методы и Для детей от 3 до 7 средства реализации лет Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ФЭМП. 2 раза в неделю - непосредственно образовательная деятельность: комплексные, подгрупповые, фронтальные (сенсорноматематическое, познавательное развитие) - развивающие и дидактические ежедневно игры - самостоятельная ежедневно деятельность. - досуги 1 раз в месяц - проблемные ситуации ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность 2 раза в неделю - непосредственно образовательная деятельность: комплексные, подгрупповые, фронтальные -беседа 1 раз в неделю -рассматривание ежедневно -ситуация общения ежедневно -игровые ситуации ежедневно -проектная деятельность 1 раз в неделю экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), - наблюдения, беседы ежедневно - экскурсии по участку и за 1 раз в месяц пределы. - опыты и 1 раз в неделю экспериментирование - проектная деятельность 1 раз в неделю - видеопросмотр 1 раз в неделю - проблемные ситуации ежедневно 2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» Цель: развитие речи как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой. 3-4 года: Владение речью как средством общения и культуры; Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.), Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть...", «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?" »). В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"»).Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. По развитию всех компонентов устной речи, практическому овладению нормами речи Формирование словаря На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка). Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — 6 — т — д — к — г; ф — в;т— с — з — ц). Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм). Связная речь Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, v перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников № Образовательная область Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей Формы, способы, методы и Для детей от 3 до средства реализации 7 лет Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Речевое развитие Развитие речи. Обучение грамоте. - непосредственно образовательная деятельность: комплексные, подгрупповые, 2 раза в неделю фронтальные(речевые, обучение грамоте) -театрализованная деятельность -беседа -рассматривание -ситуация общения -сюжетно-ролевая игра -подвижная игра с текстом -режиссёрская -хороводная игра с пением -игра-драматизация -дидактические игры -словесные игры -игровые ситуации -проектная деятельность -заучивание наизусть 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в месяц ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -Чтение ежедневно -Рассказывание ежедневно -Беседа по прочитанному; ежедневно -инсценирование 1 раз в месяц художественных произведений; -ситуативный разговор; ежедневно -рассматривание иллюстраций, ежедневно картин; -Литературная викторина 1 раз в месяц Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок -Чтение ежедневно -Рассказывание ежедневно -Беседа по прочитанному; ежедневно -инсценирование художественных произведений; 1 раз в неделю -ситуативный разговор; ежедневно -рассматривание иллюстраций, ежедневно картин; 2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Цель: развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру. 3-4 года: По развитию продуктивной деятельности Рисование Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые лишний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Развивать умение располагать изображения по всему листу. Лепка Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом. Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки : вылепленные предметы на дощечку. Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.): Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы. Аппликация Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на .специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения. Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных видов искусства через художественный образ. Готовить к посещению кукольного театра, выставке детских работ и т. д. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т. п.). Становление эстетического отношения к окружающему миру Вызывать у детей радость от оформления группы: светлые стены, на окнах красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками. Воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво. Знакомить с оборудованием и оформлением участка, подчеркивая его красоту, удобство для детей, веселую разноцветную окраску строений. Обращать внимание на различные растения, на их разнообразие и красоту. По развитию музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Слушание Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Пение Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Песенное творчество Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю- баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. Музыкально-ритмические движения Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. Развитие танцевально-игрового творчества Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Игра на детских музыкальных инструментах Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников № Образовательная область Художественноэстетическое развитие Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей Формы, способы, методы и Для детей от 3 до средства реализации 7 лет Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Изобразительная деятельность 1 раз в месяц - занятия художественноэстетического цикла: - ознакомление с искусством - изобразительная деятельность: 1 раз в неделю рисование лепка 2 раза в месяц аппликация 2 раза в месяц художественное 2 раза в месяц конструирование - восприятие художественной ежедневно литературы и фольклора - эстетика быта ежедневно - экскурсии в природу 1 раз в неделю - проектная деятельность 1 раз в неделю - участие в выставках детских 1 раз в неделю работ. - игровая деятельность. ежедневно конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал 1 раз в месяц - НОД художественноэстетического цикла: - ознакомление с искусством - Конструирование 1 раз в неделю художественное 2 раза в месяц конструирование - восприятие художественной ежедневно литературы и фольклора - эстетика быта ежедневно - экскурсии в природу 1 раз в неделю - проектная деятельность 1 раз в неделю - кружковая работа 1 раз в неделю - участие в выставках детских 1 раз в неделю работ. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) -пение 2 раза в неделю -слушание 2 раза в неделю -музыкально-подвижные игры 2 раза в неделю -музыкально-ритмические 2 раза в неделю движения -игра на музыкальных 2 раза в неделю инструментах -беседа 2 раза в неделю -импровизация 2 раза в неделю -музыкально-театрализованные 1 раз в месяц представления -концерты -праздники - посещение кинотеатра 1 раз в квартал -развлечения 1 раз в месяц -конкурсы 1 раз в квартал восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, -пение -слушание -музыкально-дидактические игры -музыкально-ритмические движения -беседа -импровизация -праздники -развлечения 2.1.5.Образовательная область «Физическое развитие» Цель: формирование двигательной активности, приобщение к здоровому образу жизни. 3-4 года: Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) Развивать умение ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Формировать умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании; ловить мяч двумя руками одновременно. Закреплять умение ползать. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Организовывать подвижные игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры детей с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений. Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников № Образовательная область Физическое развитие Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей Формы, способы, методы и Для детей от 3 до средства реализации 7 лет Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Двигательная деятельность - утренняя гимнастика ежедневно (подвижные игры, игровые сюжеты). - физкультминутки на НОД ежедневно - динамические паузы ежедневно - физкультурные НОД 3 раза в неделю - прогулка в двигательной ежедневно активности. - физкультурные досуги, игры и 1 раз месяц развлечения - пешие переходы за пределы 2 раза в месяц участка -гимнастика ежедневно после сна, -спортивные праздники 1раз в квартал -прогулка (индивидуальная ежедневно работа по развитию движений) ЗОЖ - прием детей на воздухе в ежедневно теплое время года. - гигиенические процедуры ежедневно ежедневно - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке) - закаливание (воздушные ежедневно ванны, ходьба босиком в спальне) - Дни здоровья. 1 раз в месяц 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 2.2.1. Способы и направления поддержки детской инициативы Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и т.д. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает в основном в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности детей осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности: - самостоятельные сюжетно – ролевые, режиссёрские и театрализованные игры; - развивающие и логические игры; - музыкальные игры и импровизации; - речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; - самостоятельная деятельность в различных уголках группы по выбору детей; - самостоятельные опыты и эксперименты и др. В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатели обязаны соблюдать ряд требований: - развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; - создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; - постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу; - тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое до конца; - ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Младший дошкольный возраст. В младшем дошкольном возрасте активно проявляется потребность в познавательном общении со взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель проявляет внимание к вопросам детей, поощряет познавательную активность каждого ребёнка, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Пребывание ребёнка в детском саду организуется таким образом, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, в действиях по обследованию предметов, в двигательных упражнениях, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве и т.д. 2.2.2. Организация самостоятельной деятельности детей в режимных моментах Режимные моменты Распределение времени в течение дня Игры, общение, деятельность по от 10 до 50 минут интересам во время утреннего приёма Самостоятельные игры в 1-ой половине дня (до НОД) Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке (1-половина дня) Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-ой половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на 15 минут от 30 минут до 1 часа 40 минут 30 минут от 10 - 15 минут прогулке (2-половина дня) Игры перед уходом домой от 10 до 50 минут 2.2.3. Формы организации детской деятельности ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ Физическое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Двигательная Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, эстафеты. Физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры – имитации, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, прогулки, реализация проектов. Игровая, трудовая, Игры с правилами, творческие коммуникативная игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный труд, викторины, реализация проектов и др. Познавательно Наблюдения, экскурсии, исследовательская эксперименты, решение проблемных ситуаций, беседы, викторины, реализация проектов и др. Коммуникативная, Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, восприятие дидактические и подвижные игры художественной и др. литературы Рисование, лепка, аппликация, музыкальная деятельность Реализация проектов, слушание, импровизация, исполнение, музыкально – дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения и др. 3. Модель физического воспитания Формы организации младший возраст 1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада 1.1.Утренняя гимнастика с 8-10 минут ежедневно музыкальным сопровождением 1.2. Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут) 1.3.Игры и физические упражнения Ежедневно 15-20 минут на прогулке 1.4. Закаливание. Ежедневно после дневного сна 1.5.Дыхательная гимнастика 2. Занятия физкультурой 2.1.Занятия физкультурой в группе 3 раза в неделю по 15 минут 3.Спортивный досуг 3.1.Самостоятельная двигательная Ежедневно под руководством деятельность воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка) 3.3 Досуги и развлечения 1 раз в месяц 3.4 Дни здоровья 1 раз в квартал 3.5 Спортивные праздники 2 раза в год 4. Совместная деятельность с семьей 4.1.Игры-соревнования 2 раз в год 4.2.Консультации для родителей Ежеквартально Организация режима пребывания детей в МБДОУ детский сад «Огонёк» на холодный период Режимные моменты Возраст 3-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни Утренний приём, игры 7.45-8.30 7.45-8.30 7.45-8.30 7.45-8.30 Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная деятельность Организованная деятельность Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду. Обед 8.30-9.00 8.30-9.00 8.30-9.00 8.30-9.00 9.00-9.15 9.00-9.10 9.00-9.10 9.00-9.10 9.15-9.30 9.10-10.00 9.10-10.45 9.10-11.00 10.00-10.10 10.10-11.20 10.00-10.10 10.10-11.45 10.10-10.20 10.20-11.45 10.20-10.30 11.00-12.00 11.15-11.35 11-45-12.00 11.45-12.00 12.00-12.15 11.35-12.05 12.00-12.30 12.00-12.30 12.15-12.45 Спокойные игры, подготовка ко сну Дневной сон 12.05-12.30 12.30-12.50 12.30-12.50 12.45-13.05 12.30-15.00 12.50-15.00 12.50-15.00 13.05-15.00 15.00-15.30 15.00-15.30 15.00-15.30 15.00-15.30 15.30-15.45 15.30-15.45 15.30-15.45 15.30-15.45 15.45-16.00 15.45-16.20 15.40-16.20 15.40-16.30 16.00-17.15 16.20-17.15 16.20-17.15 16.30-17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 В дошкольном учреждении Постепенный подъём, самостоятельная деятельность Полдник Организованная Деятельность Самостоятельная деятельность Чтение художественной литературы Подготовка к прогулке, прогулка Уход домой Организация режима пребывания детей в МБДОУ детский сад «Огонёк» на тёплый период учебный год. Режимные моменты Возраст 3-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни В дошкольном учреждении Утренний приём на свежем воздухе, игры. Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка 7.45-8.30 7.45-8.30 7.45-8.30 7.45-8.30 8.30-9.00 8.30-9.00 8.30-9.00 8.30-9.00 9.00-9.10 9.00-9.10 9.00-9.10 9.00-9.10 9.10-11.30 9.10-12.00 9.10-12.00 9.10-12.00 11.30-11.50 12.00-12.15 12.00-12.15 12.00-12.15 11.50-12.20 12.15-12.45 12.15-12.45 12.15-12.45 Спокойные игры, подготовка ко сну 12.20-12.30 12.45-12.55 12.45-13.00 12.45-13.00 Дневной сон 12.30-15.30 12.55-15.30 13.00.-15.30 13.00.-15.30 15.30-15.45 15.30-15.45 15.30-15.45 15.30-15.45 15.45-16.00 15.45-16.00 15.45-16.00 15.45-16.00 Подготовка к прогулке, прогулка 16.00-17.15 16.00-17.15 16.00-17.15 16.00-17.15 Уход домой 17.15 17.15 17.15 17.15 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду. Обед Постепенный подъём, самостоятельная деятельность Полдник 4.1.ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема Детский сад Осень Развернутое содержание работы Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.) Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитатель, детям. Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.) Период Примерные варианты итоговых мероприятий (4 неделя августа-1-я неделя сентября) Экскурсия по детскому саду, Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки», (2-я-4-я неделя сентября) Праздник «Осень». Выставка детского творчества, Сбор осенних листьев и создание коллектив ной работы— плаката с самыми красивыми из собранных листьев. Совместное с родителями чаепитие. Создание коллективного плаката с фотографиями детей. Игра «Кто у нас хороший?" Я в мире Дать представление о 1-15 октября человек себе как чело веке; об основных частях тела чело века, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. Мой дом Знакомить детей с родным селом (поселком): его названием, объекта ми (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, профессиями (врач, продавец, полицейский). Моя Формировать умение любимая проявлять интерес к игрушка игровым действиям сверстников. Развивать умение играть вместе со сверстниками, делиться игрушками. Воспитывать отрицательное отношение к жадности; развивать умение играть не ссорясь, вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п. Зима Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Новогодний Организовывать все виды детской деятельности праздник (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Папин день Организовать все виды 16 октября — Тематическое 4 ноября развлечение . Выставка детского творчества. 5ноября-10 ноября Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки» 5-30 ноября Концерт старших дошкольников «Рождество» Выставка детского творчества. 1 —31 Новогодний декабря утренник. 1-23 Концерт Мамин день Весна Животн ые нашего двора Лето детской деятельности(игровой коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, музыкальнохудожественной) Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. Расширять представления о домашних животных и их характерных особенностях и их детенышах Рассматривать внешний вид, как передвигается, кто, чем питается. Формировать желание проявлять заботу о домашних животных. Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с февраля. старших дошкольников. 24февраля8марта Мамин праздник, 1-30апреля Праздник «Весна». Выставка детского творчества. 10-25 апреля Театр «Зимовье зверей» 1-31 мая Праздник «Лето». некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран, В летний период детский сад работает в каникулярном режиме 1июня —20 августа 5. Особенности образовательной деятельности разных видов икультурных практик 5.1. Система физкультурно-оздоровительной работы Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы: принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видов деятельности принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития. Основные направления физкультурно-оздоровительной работы 1. Создание условий организация здоровье сберегающей среды в ДОУ обеспечение благоприятного течения адаптации выполнение санитарно-гигиенического режима 2. Организационно-методическое и педагогическое направление пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик систематическое повышение квалификации педагогических кадров определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики. 3. Физкультурно-оздоровительное направление решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры; коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье. 4. Профилактическое направление проведение обследований и выявление патологий; проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний; предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики; дегельминтизация; оказание скорой помощи при неотложных состояниях. 6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Педагогический мониторинг Формы работы: беседы с родителями, анкетирование, наблюдение за общением родителей и детей, беседы с детьми о семье. Педагогическая поддержка Формы работы: беседы с родителями, психолого-педагогические тренинги, Дни открытых дверей, мастер-классы, показ открытых занятий, проведение совместных детско-родительских мероприятий, конкурсов. Педагогическое образование родителей Формы работы: консультации, родительские собрания, семинары, дискуссии, круглые столы, тематические встречи, информация на сайте ДОУ, анализ реальных ситуаций, показ и обсуждение видеоматериалов. Выпуск газет, информационных листов плакатов для родителей. Совместная деятельность педагогов и родителей Формы работы: совместные проекты, выставки, проведение совместных праздников, викторин, вечеров досуга, музыкальных салонов и творческих гостиных; заседания семейного клуба, семейные конкурсы и совместная трудовая деятельность. Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе: 7. Список литературы 1. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении./ Н.В.Елжова. – Ростов н /Д: Феникс, 2011. 2. Человек. Серия «Энциклопедия с секретами». / И.В. Травина. – ЗАО «РОССМЕН-ПРЕСС». 2010 3. Зеленый огонек здоровья./ М.Ю. Картушина. – М., ТЦ Сфера, 2010. 4.Здоровьесберегающие технологии вДОУ / Л.В. Гаврючина. М., ТЦ Сфера, 2008. 5. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников / И.М. Новикова. – М., Мозаика-Синтез, 2010. 6. Здоровячок / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж, 2010. 7.Оздоровительная работа в ДОУ / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. 8. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л.В. Кочеткова. - М., ТЦ Сфера, 2010. 9. Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М. Просвещение,2010. 10. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г.В. Каштанова. – М., АРКТИ, 2010. Режим дня в детском саду /Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова