1 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса., Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учетом Федеральных государственных требований. В программе рассматриваются основные задачи образовательного процесса с детьми четвертого года жизни. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. В программе представлен комплексно-тематический план для более углубленного погружения в определенную тему, что прослеживается во всех видах детской деятельности (организованная образовательная деятельность, совместная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей). Рабочая программа состоит из двух частей: обязательной и части программы, формируемой участниками педагогического процесса(национальнорегиональный компонент и локальный компонент). 2 Возрастные особенности детей В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники 3 способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Организация жизни и воспитания детей Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности (при работе по пятидневной неделе) Виды организованной деятельности Кол во Познание (Познавательно исследовательская и 2 продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира) Коммуникация. Чтение художественной 1 литературы Художественное творчество Рисование 1 Лепка 0,5 Аппликация 0,5 Физическая культура 3 4 Музыка Общее количество 2 10 Комплексно-тематическое планирование Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Предлагаемое в Программе комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период —2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития. Комплексно -тематическое планирование Тема Базовая программа Национал ьнокультурный компонент Локальн ый компонент До свидание лето, здравствуй детский сад. Музыкал ьно – ритмические движения. Период 20.08 – 10.09. Развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку и чувство ритма. Слушание Учить детей сравнивать . произведения разного характера. Учить детей быть внимательными слушателями. Пение. Способствовать углублению представлений детей об окружающей действительности. Учить детей петь естественным голосом. Танцы, игры. Учить детей самостоятельно изменять движения в соответствии с 5 Варианты итоговых мероприятий двухчастным музыкальным произведением. Учить детей играть с музыкальным сопровождением. Осень. Музыкал Продолжать учить детей ьно – воспринимать развитие ритмические музыкальных образов и движения. согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной деятельности. 11.09. – 30.09. Слушание Знакомить детей с . художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки. Учить слушать музыкальные произведения до конца. Пение. Формировать певческий голос. Развивать певческие интонации. Учить детей петь естественным голосом . Я и моя семья. 01.10. – 15.10. Музыкал Развивать у детей ьно – чувство ритма: учить ребят ритмические ощущать в музыке движения. ритмическую выразительность, передавая её в движениях. Слушание Учить детей внимательно . слушать музыкальные произведения, различать двухчастные произведения.развивать интерес к произведениям разного характера. Пение. Учить детей выразительному пению, Искреннему исполнению песен.развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапозон. 6 Развлечение « урожай собирай». Танцы, хороводы. Развивать художественно- творческие способности, развивать чувство ритма, учить воспринимать развитие музыкальных образов. Мое село. Мой дом. 16.10. – 04 11. Музыкал Учить детей ритмично и ьно – выразительно двигаться. ритмические Четко выполнять движения. движения в соответствии с характером музыки. Слушание Продолжать учить . внимательно слушать произведения. Не отвлекаться. Пение. Танцы, пляски. Продолжать формировать у детей певческие навыки, способствующие выразительному исполнению. Развивать голос, расширять певческий диапозон. Учить детей исполнять пляски в соответствии с характером музыки . учить начинать танец после вступления. Монитори нг. 05.11. – 14.11. 7 Новогдни й праздник. 15.11. – 30. 12. Музыкал ьно – ритмические Продолжать учить детей движения. ритмично двигаться под музыку, выполняя движения под музыку разного характера. Развивать у детей чувство ритма. Утренник « Новый год». Слушание Продолжать развивать . музыкальный слух, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения. Пение. Развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации формировать певческое звучание. Зимушка, зима. 08.01. – 30. 01. Музыкал Продолжать развивать ьно – чувство ритма: учить ребят ритмические ощущать в музыке движения. ритмическую выразительность, передавая её в движении. Слушание Развивать интерес к . музыке разного характера. Вызывать у детей различные переживания. Учить детей внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер. Пение. Учить детей петь с помощью музыкального руководителя, в 8 сопровождении инструмента. День Защитника Отечества. 31.01. – 23.02. Утренник «23 февраля». Музыкал Продолжать ритмично и ьно – выразительно двигаться, ритмические водить хороводы, движения. исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности. Слушание Продолжать развивать . музыкальный слух, музыкальную память. Учить различать двухчастную контрастную пьесу. Пение. Учить детей выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен. Помогать проявлению творческих способностей. 8 Марта. 24.02. – 08. 03. Музыкал Развивать ьно – художественно- творческие ритмические способности, ритмично и движения. выразительно двигаться под музыку. Развивать чувство ритма Утренник « 8 Марта». Слушание Продолжать развивать . музыкальный слух. Учить быть детей внимательными слушателями. Учить различать характер, темп. Пение. Формировать детское звучание. Учить петь без напряжения в голосе. Не кричать. Работать над дикцией. 9 Знакомст во с музыкой, песнями бурятских композиторо в. Знакомст во с народной культурой, традициями. 09.03. – 31. 03. Музыкал Обучать детей ьно – согласованным движениям ритмические под музыку, развивать движения. чувство ритма. Двигаться в соответствиис ярко выраженным характером музыкального произведения. Слушание Пение. Развивать музыкальную восприимчивость детей способность эмоционально оикликаться на чувства, выраженные в музыке. Развивать певческий голос. Формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя диапозон. Весна. 04.04. – 22.04. Музыкал Учить детей ьно – воспринимать развитие ритмические музыкальных образов и движения. согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности. Слушание Знакомить с . художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки. 10 Пение. Развивать творческие способности. Самостоятельно использовать знакомые песни. Лето. 30.04. – 30.05. Музыкал Учить детей ьно – выразительно двигаться, ритмические ощущать в музыке ритм. движения. Развлечение «лето – жаркая пора». Слушание Учить детей внимательно . слушать произведения. Узнавать характер, темп. Узнавать знакомые произведения по первоначальным звукам. Пение. Развивать певческие навыки. Учить детей петь не напрягая голос. Четко проговаривать слова. Культурно-досуговая деятельность Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 3-4 лет предполагает решение педагогом следующих задач. Отдых. Развивать культурно-досуговую деятельность детей по интересам. Обеспечивать каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой. Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. 11 Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения. Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (Новый год, «Мамин день»). Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Самостоятельная художественная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки и т. д. Примерный перечень развлечений и праздников Праздники. Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защитника Отечества, «Осень», «Весна», «Лето». Тематические праздники и развлечения. «Здравствуй, осень!», «В весеннем лесу», «Здравствуй, лето!», «Ой, бежит ручьем вода», «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе». Театрализованные представления. «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка» (по мотивам рус. нар. сказок); «Потешки да шутки», «Были-небылицы», «Бабушка-загадушка» (по мотивам русского фольклора). Музыкально литературные развлечения. Концерт для кукол, представление «Мы любим петь и танцевать», Спортивные развлечения. «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми». Забавы. «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты»; забавы с красками, карандашами и т.д. Фокусы. «Цветная водичка», «Волшебная коробочка». Содержание психолого-педагогической работы Образовательная область «Музыка» «Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: • развитие музыкально художественной деятельности; • приобщение к музыкальному искусству». Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Слушание 12 Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Пение Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Песенное творчество Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. F Музыкально-ритмические движения Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. Развитие танцевально-игрового творчества 13 Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Игра на детских музыкальных инструментах Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах. Примерный музыкальный репертуар Слушание «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Осенью», муз. С. Майкапара; «Марш», муз. М, Журбина; «Плясовая», рус. нар. мелодия; «Ласковая песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи. «Колыбельная», муз. С. Разаренова; «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», муз. Д. Кабалевского; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана; «Елочка», муз. М. Красева; «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной; «Марш», муз. Ю. Чичкова; «Весною», муз. С. Майкапара; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой; «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова; «Дождик», муз. Н. Любарского; «Воробей», муз. А. Руббах; «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой; «Лесные картинки», муз. Ю. Слонова; рус. плясовые мелодии по усмотрению музыкального руководителя; колыбельные песни. Пение Упражнения на развитие слуха и голоса. «Лю-лю, бай», рус, нар. колыбельная; «Колыбельная», муз. М. Раухвергера; «Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Маме улыбаемся», муз. В. Агафонникова, сл. 3. Петровой; пение народной потешки «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, сл. народные; «Солнышко», укр. нар. мелодия, обраб. Н. Метлова, сл. Е. Переплетчиковой;«Дождик», рус. нар. закличка; «Тише, тише», муз. М. Сребковой, сл. О. Высотской. Песни. «Петушок» и «Ладушки» рус. нар. песни; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Плачет котик», муз. М. Пархаладзе; «Прокати, лошадка, нас», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Маме в день 8 Марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Маме песенку пою», чуз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Гуси», рус. нар. песня, обраб. Н. 14 Метлова; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Песенное творчество «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельные; «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Как тебя зовут?», «Спой колыбельную», «Ахтыкотенька-коток», рус.нар.колыбельная; «Закличка солнца», сл. .;р., обраб. И. Лазарева и М. Лазарева; «Петух и кукушка», муз. М. Лазарева, .:. Л. Дымовой; придумывание колыбельной мелодии и плясовой мелодии. Музыкально-ритмические движения Игровые упражнения. «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; Марш», муз. Э. Парлова; «Кто хочет побегать?», лит. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкаревой; ходьба и бег под музыку «Марш и бег» Ан. Александрова; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; «Шагаем как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Топатушки», муз. М. Раухвергера; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; перекатывание мяча под музыку Д. Шостаковича (вальс-шутка); бег с хлопками под музыку Р. Шумана (игра в жмурки); «Поезд», «уз. Л. Банниковой; «Упражнение с цветами», муз. А. Жилина «Вальс». Этюды драматизации. «Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович Марш»); «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банникова; -Птички», муз. Л. Банниковой, «Жуки», венгер. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева; «Мышки», муз. Н. Сушена. Игры. «Солнышко идождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки : Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Где погремушки?», муз. Ан. Александрова; «Прятки», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра луклой», муз. В. Карасевой; «Ходит Ваня», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; Лгра с погремушками», финская нар. мелодия; «Заинька», муз. А. Лядова; Лрогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова; «Игра с цветными флажками», рус. нар. мелодия; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель. Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус. нар. мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обраб. Т. Попатенко; танец с листочками под рус. нар. плясовую мелодию; «Пляска : листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой, «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; танец с платочками под рус. нар. мелодию; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; танец с куклами под укр. нар. мелодию, обраб. Н. Лысенко; «Маленький танец», муз. 15 Н. Александровой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской; «Ай ты дудочка-дуда», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды; «Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой; «Парный танец», рус. нар. мелодия «Архангельская мелодия». Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. Бекмана; «Фонарики», муз. Р. Рустамова; «Танец Петрушек», латв. нар. полька; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; повторение всех танцев, выученных в течение учебного года. Развитие танцевально-игрового творчества «Пляска», муз. Р Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова. Музыкально-дидактические игры Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики?, «Веселые матрешки», «Три медведя». Развитие ритмического слуха. «Кто как идет?», «Веселые дудочки». Развитие тембрового и динамического слуха, «Громко —тихо», «Узнай свой инструмент», «Колокольчики». Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и слой песню по картинке». Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах. Народные мелодии. 16 17 Учебно- методический комплекс Образовательная область «Музыка» Амирова Н.М. Осень в гости к нам пришла. Учитель.2007. Власенко О.П. Лето красное, звонче пой. Волгоград.2007. Власенко О.П. Весну привечаем, весело встречаем. Волгоград. 2007. Радынова О.П. слушаем музыку. Просвещение 1990. Шацкая В.Н. Развитие детского голоса. М:1963. Орлова Т.М. Учите детей петь. Просвещение. 1987. Бекина С.И. Музыка и движение. Просвещение. 1983. Фурмина Л.С. Развлечения в детском саду. Просвещение. 1975. Соболева Э.В. Споем мы дружно песню. М:1983 Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия в подготовительной группе. Волгоград.2010. Раевская Е.П. Музыкально- двигательные упражнения в детском саду.Просвещение.1991. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.Просвещение.1986. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Просвещение.1990. Соболева Э.В. праздники в детском саду.Просвещение.1976. 18 Планируемые промежуточные результаты освоения Программы Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка. Образовательная область «Музыка» Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо — громко). Поет, не отставая и не опережая других. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). 19 Приложения 20