1 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса., Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учетом Федеральных государственных требований. В программе рассматриваются основные задачи образовательного процесса с детьми четвертого года жизни. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. В программе представлен комплексно-тематический план для более углубленного погружения в определенную тему, что прослеживается во всех видах детской деятельности (организованная образовательная деятельность, совместная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей). Рабочая программа состоит из двух частей: обязательной и части программы, формируемой участниками педагогического процесса(национальнорегиональный компонент и локальный компонент). 2 Возрастные особенности детей На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. 3 Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Организация жизни и воспитания детей Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности (при работе по пятидневной неделе) Виды организованной деятельности Познание (Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование целостной картины мира) Коммуникация. Чтение художественной литературы Художественное творчество Рисование Лепка Физическая культура Музыка Общее количество Кол во 1 2 1 1 3 2 10 Комплексно-тематическое планирование Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. 4 Предлагаемое в Программе комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период—2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития. Комплексно -тематическое планирование Тема Базовая программа Национальнокультурный компонент Локальный компонент Детский Адаптировать детей к сад. условиям детского сада. Познакомить с музыкальным залом, с музыкальным оборудыванием. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду. Период Варианты итоговых мероприятий 01.09.31.09. «Ребенок и игра». Музыкал ьноритмичес кие движени я. Настроить детей на занятия и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах. 01.10.04.11. Слушани Приучать ребенка е. вслушиваться в звучание мелодии и аккомпонимента. Подпева Развивать ние, задатки детей, пение. интонировать. Монитор инг. вокальные учить чисто 5 Развлечение «Играем вместе». Новый год. Музыкал ьно – ритмичес кие движени я. Развивать музыкальные способности детей. Развивать ритмический слух, вызывать эмоциональную отзывчивость. 16.11 31.01. – Новогодний утренник. Притопы вание, кружение вокруг себя,ходь ба в хоотично м направле нии. Слушани е. Развивать интерес к музыке, желание слушать классическую «Зимнее музыку. утро». П.И.Чайк овский. Подпева Вызывать активность детей при ние, подпевании, пении. пение. «лошадк а» Е. Тиличеев ой. « Зима». Е.Карасе вой. « Развивать эмоциональность Ребятам и образность восприятия о музыки через движения. зверятах Формировать умение ». начинать движение с началом 10.02.- 6 музыки и заканчивать с её окончанием. 15.02. Музыкал ьноритмичес кие движени я. Развлечение «Ребятам зверятах». «Кошка», «Зайка», Медведь », «Лиса». Слушани Развивать интерес к е. музыке, развивать умение внимательно слушать, «Кошка понимать о ком говорится в и котята» музыки. «Куры и петухи» Пение, Рзвивать умение подпевать подпеван фразы в песне. ие. Развивать певческие данные. Учить петь не напрягая голос. « Папин Продолжать развивать день». эмоциональность и образность восприятия музыки через Музыкал движения. ьноСовершенствовать умение ритмичес выполнять движения по кругу, кие врассыпную. движени я. 16.02.23.02. «Марш», «Ходьба» , Пляска с платочка ми». Слушани е. « Вот так мы умеем». «марш», «ходьба» Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость, Учить детей быть внимательными слушателями. Развивать умение различать 7 Утренник 23 февраля. о звуки по высоте. Пение. « Кто нас крепко любит». « колыбель ная» « Мамин день». Вызывать активность детей при подпевании, пении. Постепенно приучать к сольному пению. Музыкал ьно – ритмичес кие движени я. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. 24.02. 08.03. – Утренник « 8 Марта». «пляска с платочка ми», « где ты зайка?» Слушани Продолжать развивать интерес е. К музыке, желание слушать народную музыку. «Из- под Выполнять простые движения дуба»р.н. Сидя на стульчиках. м. «утро». Пение. Продолжать развивать певческие данные. «баюРазвивать ритмический слух. баю», Учить детей вместе начинать и «ладушк заканчивать с окончанием и», музыки. «гуси». «Народн ая игрушка» Продолжать воспринимать и воспроизводить движения Музыкал показываемые взрослым. ьно – Развивать ритмический слух. ритмичес Учить различать мелодию по кие высоте звучания. движени я. 09. 03. – 20.03. «Воробу шки», « Погрему шка попляши 8 », «козлятк и». Слушани Учить детей быть е. внимательными слушателями. Развивать эмоциональную « отзывчивость. Цветики » Пение. Продолжать развивать активность детей при «Мяч», подпевании, пении. «Ладушк Развивать певческие данные. и». Разрабатывать голосовой аппарат. мони торинг Весна. Музыкал ьно – ритмичес кие движени е. « Танец с погрему шками», Игра «кошка и котята». 21.03. – Заполнение карт. 31. 03. Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу и врассыпную, менять движения с изменением характера музыки. 01.04. 31.05. – Развлечение « Мы ребята молодцы». Слушани Развивать музыкальную е. восприимчевость детей, эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке. Пение. Учить детей выразительному, искренниму исполнению понятных ему несложных песен. Культурно-досуговая деятельность Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), 9 эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 2-3 лет предполагает решение педагогом следующих задач. Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности. Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях, праздниках. Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями интересами детей. Примерный перечень развлечений и праздников Праздники. «Новый год», «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник». Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солнышковедрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки». Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья», Т. Караманенко; инсценирование рус. нар. сказок: «Веселые зайчата», Л. Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л. Исаева. Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида, « Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня. Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. 3. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е. Соковниной; «Веселый поезд», муз. Э. Компанейца. Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые». Забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Лягушка», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи. Содержание психолого-педагогической работы Образовательная область «Музыка» «Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение _ели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: 10 • развитие музыкально художественной деятельности; • приобщение к музыкальному искусству»*. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Слушание Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). Пение Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению. Музыкально-ритмические движения Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Примерный музыкальный репертуар Слушание. «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса), «Зима», «Зимнее утро», муз. П.Чайковского; «Весною», «Осенью»,муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «'Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус, нар. мелодия, 11 обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стукалка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус, нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой. Пение. «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз, Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. В. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной. Музыкально ритмические движения. «Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; •*Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», ^Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н, Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. B.Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C. Полонского; «Пляска с. платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз.Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл.С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус, нар. плясовая мелодия, обр.Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануривой; «Айда», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. 12 К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка. Образовательная область «Музыка» Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий низкий). Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Учебно- методический комплект Образовательная область «Музыка» Амирова Н.М. Осень в гости к нам пришла. Учитель.2007. Власенко О.П. Лето красное, звонче пой. Волгоград.2007. Власенко О.П. Весну привечаем, весело встречаем. Волгоград. 2007. Радынова О.П. слушаем музыку. Просвещение 1990. Шацкая В.Н. Развитие детского голоса. М:1963. Орлова Т.М. Учите детей петь. Просвещение. 1987. Бекина С.И. Музыка и движение. Просвещение. 1983. Фурмина Л.С. Развлечения в детском саду. Просвещение. 1975. Соболева Э.В. Споем мы дружно песню. М:1983 Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия в подготовительной группе. 13 Волгоград.2010. Раевская Е.П. Музыкально- двигательные упражнения в детском саду.Просвещение.1991. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.Просвещение.1986. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Просвещение.1990. Соболева Э.В. праздники в детском саду.Просвещение.1976. 14 Приложения 15